Разработка
классного часа «Домашняя экономия»
Цель: формирование у учащихся ответственного отношения к экономии электроэнергии.
Задачи:
- способствовать формированию начальных навыков экономии и бережливости.
- развивать творческие способности учащихся,
- воспитывать активную жизненную позицию.
Адресная направленность: мероприятие адресовано учащимся начальной школы.
Оборудование и предварительная подготовка: костюмы Капельки, Лампочки, Теплового Лучика, плакаты по энергосбережению, большая книга с тематическими страницами, мел, доска.
Среди учащихся распределяются роли, остальные участники мероприятия делятся на команды.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы уже поговорили с вами о том, сколько человек сделал открытий, как много полезных изобретений, облегчающих жизнь человеку. Но, может, стоит задуматься, как сохранить и сберечь то, что создано руками человека.
Сценка.
Спор Капельки, Лампочки и Теплового Лучика о том, кто главнее?
(герои – ребята в костюмах).
Учитель: Сегодня мы заглянем в журнал «Домашняя экономия», «живые» странички которого помогут нам защитить Капельку, Искорку-Лампочку и Тепловой Лучик.
Диалог ведущих:
- Дома, в школе, на работе
Часто можно слышать речь:
«Как энергию сберечь?».
- Дома, в школе, на работе
Надо дружно приналечь
И энергию сберечь.
- Но, конечно, очень важно,
Чтоб об этом помнил каждый,
- Чтобы знал, что предпринять,
Как хранить и не терять…
Учитель: Уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах, квартирах – очень важный вопрос для всех нас, так как Беларусь импортирует 90% от необходимого количества энергоносителей. Специалисты считают, что до 40% энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами.
Давайте заглянем с вами в литературный журнал «Домашняя экономия».
1-я страничка литературного журнала «Домашняя экономия»
(ведет Капелька)
Капелька. Наши предки считали воду даром природы. Они селились на берегах рек, озер, недалеко от чистых родников. И воды для их потребностей хватало. Не было проблем с ее доставкой. Выкопать колодец, сделать ведра, коромысло – вот и все заботы.
Учитель. С тех пор ситуация изменилась. Где и как необходимо экономить воду? Ответьте на этот вопрос, а также решите задачи.
№ 1. В квартире протекает водопроводный кран. В секунду падают 2 капли, а за 12 минут набегает полный стакан. Сколько литров воды выльется зря за 1 час? В литре пять стаканов.
№ 2. Из другого неисправного крана вода не капает, а течет. В сутки выливается 180л. Сколько литров воды выльется зря за 10 суток?
№ 3. На сколько человеку хватило бы этой воды, если считать, что в сутки человек использует 300л воды?
Учитель. А теперь послушайте, что говорят нам Всезнайкины из Капелькиной команды (выступают учащиеся):
- Чтобы вырастить 1т пшеницы, расходуется 1500 т воды, 1 кг хлопка – 10000 т воды.
- Чтобы изготовить 1т бумаги, необходимо 250 т воды.
- Из всей воды на Земле пресная вода составляет 2,5%.
- Затраты на энергию для ванны в 4 раза превышают затраты на душ. Принимать душ вместо ванны – девиз всех экономящих энергию.
- Капающие краны и текущие трубы вызывают потери энергии. Энергию можно сберечь, если краны будут исправными,
- Кипятить воды не больше, чем нужно.
Учитель. 1 капелька – это так мало, ведь она такая нежная, а капелька к капельке – соберется ручеек воды. Справиться с ним далеко не каждая хозяйка сможет. Послушайте, какие советы дадут нам Капелька и её друзья.
Капелька: Вечером иль утром рано
Мой посуду не под краном!
В каждом доме для воды
Распылители нужны!
1 учащийся: В ванне мыться не годиться –
В ней большой расход водицы.
Дождик льется с потолка
Нам на спину и бока.
На полу не видно луж,
Все ребята любят душ.
2учащийся: Экономить воду можно,
что совсем-совсем не сложно!
Капелька: Не дайте капельке упасть!
Учитель: Дома мы можем экономить не только воду, но, чтобы было уютно и комфортно, заботиться и о тепле. Каждому знакомо вот это чувство.
2-я страничка литературного журнала «Домашняя экономия»
(ведет Тепловой Лучик)
Лучик. Экономь свое тепло:
Ты одень балкон в стекло!
Оживут цветы под солнцем
У такого вот оконца!
Чтоб снижать теплопотери,
Уплотняйте окна, двери.
Открывайте батареи,
Будет лучше и теплее!
Если ветер в окна свищет
Или дождь в портьеры брызжет –
Значит ясно нам одно:
Не заклеено окно!
Учитель: А вот что говорят Всезнайкины из команды Теплового Лучика (выступают учащиеся):
- В холодную погоду 24% тепла теряется через неутепленные окна и двери, 26% - через стены, 39% - через вентиляцию. Поэтому надо утеплить оконные рамы утеплителем, закрыть более чем на половину вентиляционные решетки в квартире.
- Длинные занавески, неудачно расставленная мебель и установленные на радиаторах сушилки с бельем могут поглощать до 20% тепла.
- Приоткрытое в течение многих часов окно обеспечит не только свежим воздухом, но и большим счетом за отопление.
Лучик: Ребята, помогите мне и моим друзьям разгадать загадку.
- В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодище (Холодильник)
Правильно! Холодильник наш - не грелка
Мы остудим суп в тарелке.
А иначе кипяток
Лишний съест электроток.
Игра «Кто больше назовет электроприборов» (проводит Тепловой Лучик).
Отдых нужен всем приборам,
Отключай их от сети,
А иного нет пути!
3-я страничка литературного журнала «Домашняя экономия»
(ведет Лампочка)
Учитель. Современная лампочка накаливания изобретена русским инженером Лодыгиным в 1873г. Через несколько лет работы Лодыгина продолжил известный американский ученый Томас Эдисон. В это время России очень нужны были лампочки, их пришлось покупать за границей за большие деньги. Современная лампочка по конструкции и форме мало отличается от самой первой. Давайте послушаем, о чем разговаривают эти подружки.
Девочки (в костюмах Лампочек):
- Я – обыкновенная Лампочка накаливания. Вы меня очень хорошо знаете и часто видите в школе и дома. Недавно у меня появилась подружка.
- Я - энергосберегающая Лампочка, потребляю меньше энергии, чем обычная, а обеспечиваю такое же количество света, как и обычная лампочка накаливания. И, кроме того, я горю в 5 раз дольше обычных лампочек. Я меньше отрицательно воздействую на природу. Энергосберегающие лампочки бывают разных форм и размеров.
Учитель: Обычные электрические лампочки неэффективны и остаются включенными дольше, чем нужно. Можно сэкономить, используя новые энергосберегающие лампы, потребляющие на 80% меньше электричества и служащие в 6 раз дольше.
Лампочки:
- При помощи 1 кВт/ч можно испечь 91 кг хлебобулочных изделий.
- 1 кВт/ч, сэкономленный в быту, позволяет изготовить 14 кг муки, 5 кг масла подсолнечного.
- Если зря горит лампочка 100 Вт в течение 10 ч, то она потеряет 1 Вт/ч энергии. Этого достаточно, чтобы вывести в инкубаторе 30 цыплят.
Учитель. Свет излучают не только лампочки, но и другие предметы. Некоторые из них потребляют электричество, а некоторые нет.
Загадки (загадывает Лампочка):
- Люди загадывают желания, видя меня падающей. (Звезда)
- Главный источник энергии на земле. (Солнце)
- Предмет, который ты берешь в поход. (Фонарь)
- Я помогаю машине освещать дорогу в темноте. (Фара)
- Насекомое, которое светится в темноте. (Светлячок)
- Заменяет солнце на небе ночью. (Луна)
- Регулирует уличное движение. (Светофор)
Лампочка: Ребята, а сейчас я проверю, как вы знаете правила электросбережения. Предлагаю вам игру «Договори правило…»
- Обязательно выключай свет, если …(в нем не нуждаются).
- Везде, где возможно, надо обычные лампы накаливания заменить … (энергосберегающими лампочками).
- Выключай телевизор, если …(его никто не смотрит).
- Выключай компьютер, если …(на нем не работаешь).
Учитель: Существует правило
Совершенно правильно:
Только там народ богат,
Где энергию щадят.
Где во всем царит расчет,
И всему известен счет.
Тепловой Лучик, Капелька, Искорка-Лампочка:
Для успеха много значит,
Чтоб учет воды горячей,
Электричества, тепла
Каждая семья вела.
Чтоб не капало из крана,
Не текла рекою ванна.
Чтобы делом стал совет:
Уходя, гасите свет.
Учитель: А вам, ребята, мы передаём «секретное» послание для родителей. Помогите им его прочитать и не забывайте странички «Домашней экономии».