Информационный проект
«Школа – территория здоровья»
государственного учреждения образования
«Гоцкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Солигорского района»
2019/2020 учебный год
Актуальность
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В школьном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у учащихся знания по валеологии, а также способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни.
Анализ состояния здоровья учащихся показал, что залогом хорошего самочувствия детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определённые правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны.
Учитывая все вышеизложенное, перед нами появилась необходимость разработки и реализации проекта о пропаганде здорового образа жизни.
Подростки и дети наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности, не достаточной занятости в свободное время. Также необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний. В связи с этим возникает необходимость создания профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни среди подростков. Таким образом, необходимы мероприятия, призывающие подростков бережно относиться к собственному здоровью.
Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирование позитивных установок по охране своего здоровья.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому важны следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
ЗОЖ зависит от объективных общественных условий, социально-экономических факторов; конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга; системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность учащихся в русло ЗОЖ. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
Реализация проекта осуществляется посредством:
- организации спортивных праздников и познавательно-развлекательных мероприятий различного уровня;
- организации работы волонтерского движения, агитбригад;
- работы спортивных секций и объединений по интересам;
- проведения малых форм физкультурной работы (зарядка, динамические паузы);
- подвижных игр на свежем воздухе;
- организации конкурсов, турниров, выставок рисунков;
-психолого-педагогических практикумов, занятий по формированию мотивации к здоровому образу жизни у детей и подростков;
- классных и информационных часов в разных формах.
В рамках реализации проекта соблюдаются принципы: никакие медицинские учреждения не смогут сделать ребенка здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста; высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда; здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
Большое внимание отведено в проекте оформлению тематической наглядной агитации, размещение информации и фотоотчётов на сайте. Пропаганда здорового образа жизни, спорта будет осуществляться под девизом: «Разумный выбор – правильное решение.
Цель проекта: содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни средствами пропаганды здорового образа жизни, привлечения к занятиям спортом и участию в спортивно-массовых мероприятиях
Задачи проекта:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и ответственности за свое здоровье;
- стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации проекта;
- обучать ответственному отношению к способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья;
- повышать двигательную активность воспитанников;
- проводить мероприятия по профилактике вредных привычек и формировать у учащихся устойчиво-негативное отношение к табаку, алкоголю, наркотическим веществам;
- пропагандировать здоровый образ жизни на примере лучших учащихся школы и их достижений в различных областях учёбы, творчества и спорта;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой учащихся и условия для организации двигательной активности;
- воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены и режима дня.
Объект проектной деятельности: процесс приобщения детей к здоровому образу жизни.
Целевые группы: учащиеся 1-11 классов, законные представители учащихся, педагоги.
Принципы реализации проекта:
- Здоровье – это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье – в твоих руках.
- Здоровье не все – но все без здоровья ничто.
- Осознанно вредить своему здоровью – глупо. Объяви войну вредным привычкам.
- Без вредных привычек от жизни можно получить гораздо больше.
- Физическое и психологическое здоровье не разделимы. Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, учёбе. Не будь равнодушным! Помоги тем, кто попал в беду.
- Бери пример с лучших.
- Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
Прогнозируемые результаты
Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:
- Улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение пропусков занятий по причине болезни, повышение качества их знаний.
- Занятость детей во внеурочное время (кружки, секции и т.д.)
- Осознание учащимися необходимости разумного проведения досуга.
- Повышение внимания учащихся и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
- Формирование у учащихся представления об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков.
- Улучшение знаний детей о ЗОЖ;
8. Повышение мотивации к двигательной активности;
9. Снижение заболеваемости, устойчивость к стрессовым ситуациям,
сохранение и укрепление здоровья школьников.
10. Формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих
употреблению ПАВ.
11. Установка и реализация «Десяти заповедей здоровья, или Рецепта долголетия»:
- Режим дня
- Ежедневная утренняя зарядка
- Здоровое питание
- Прогулки на свежем воздухе
- Полноценный сон
- Занятия спортом
- Одежда по сезону
- Меньше стрессов, больше юмора
- Жить в мире и согласии со своей семьей
- Долой вредные привычки.
Инструментарий для изучения эффективности реализации проекта: анкетирование, опрос, анализ медицинских данных о состоянии здоровья учащихся.
Комплексный план
реализации мероприятий, направленных на первичную профилактику функциональных заболеваний учащихся, формирование здорового образа жизни, профилактику курения, пьянства, наркомании в рамках информационного проекта
«Школа – территория здоровья»
в ГУО «Гоцкий УПК ДССШ Солигорского района»
на 2019/2020 учебный год
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
|
Общие организационные мероприятия |
||||
|
Организация работы творческой группы по реализации проекта, распределение обязанностей |
Ноябрь |
Ермакович В.В., Далида Л.М. |
|
|
Ежегодное оздоровление учащихся в детских санаториях и санаторно-оздоровительных центрах в соответствии с планом оздоровления |
В течение года |
Врач Данилевич В.И., директор Ермакович В.В. |
|
|
Обследование учащихся в соответствии с графиком комплексного медико-гигиенического обследования |
Февраль – март |
Директор УО Ермакович В.В. |
|
|
Размещение информации на сайте учреждения образования об основных мероприятиях по профилактике отклонений здоровья |
Постоянно |
Велько Л.Н., Далида Л.М, Михалюк Н.К. |
|
|
Реализация программы производственного контроля по соблюдению санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса в учреждении образования и контроль выполнения |
Постоянно |
Велько Л.Н., Далида Л.М., Ермакович Л.В. |
|
|
Создание в учреждении образования психологического комфорта путём правильной организации образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащемуся |
Постоянно |
Велько Л.Н., Далида Л.М., Новик Н.В. Олехнович О.В. |
|
|
Консультирование классных руководителей «Планирование воспитательной работы с учащимися по формированию навыков ЗОЖ» |
Сентябрь |
Далида Л.М. |
|
|
Рассмотрение вопросов профилактической работы с учащимися и их семьями на заседаниях Советов профилактики, на школьных МО классных руководителей |
1 раз в четверть |
Далида Л.М., Олехнович О.В. |
|
|
Создание картотеки фильмов «Профилактика зависимостей у несовершеннолетних» |
Сентябрь |
Олехнович О.В. |
|
|
Составление отчётов творческой группы педагогов по реализации мероприятий |
Май 2019 (по мере необходимости) |
Далида Л.М. |
|
Основные составляющие мероприятий по обеспечению здоровьесбережения |
||||
|
Вовлечение учащихся в объединения по интересам и спортивные секции |
Сентябрь |
Классные рук-ли, педагоги дополнительного образования |
|
|
Психосоциальное анкетирование учащихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов |
Октябрь |
Педагог-психолог Новик Н.В. |
|
|
Подготовка памяток для педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний |
В течение года |
Далида Л.М., Михалюк Н.К. Велько Л.Н. |
|
|
Обучающий семинар «Составляющие здорового образа жизни» |
Декабрь |
Далида Л.М. Велько Л.Н. |
|
|
Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и педагогических советах |
1 раз в четверть |
Далида Л.М. Велько Л.Н. |
|
|
Включение в тематику родительских собраний вопросов: - «Ошибки в организации питания учащихся в домашних условиях»; - «Практические шаги в обеспечении нормальной осанки в школе и дома»; - «Как сберечь детские глазки: помощь в школе и дома»; - «Какую пользу приносит движение?»; - «Компьютер и здоровье» и др. |
1 раз в четверть |
Величко Л.М. Далида Л.М. Велько Л.Н. |
|
|
Педагогический совет «Работа педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся» |
Май |
Далида Л.М. Велько Л.Н. Величко Л.М. |
|
|
Проведение классных часов по здоровьесбережению |
Ежемесячно |
Кл. рук-ли 1-11 кл. |
|
|
Проведение Дней здоровья, спорта и туризма |
2-ая суббота месяца |
Олехнович В.А., Далида Л.М. |
|
|
Обучение детей навыкам самооценки здоровья средствами уроков физической культуры и здоровья, биологии, ОБЖ. |
Постоянно |
Учителя-предметники |
|
|
Организация спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, работы СМГ |
Сентябрь |
Олехнович В.А., Велько Л.Н., Далида Л.М. |
|
Мероприятия по обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в УО |
||||
Оптимизация двигательного режима учащихся |
||||
|
Организация прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и в выходные дни |
Постоянно |
Воспитатели ГПД, родители |
|
|
Обеспечение динамического компонента учащихся – 60 мин в течение дня, в том числе с учётом утренней гимнастики для 1-4 классов |
Ежедневно |
Педагоги, Величко Л.М. |
|
|
Проведение физкультминуток на уроках для профилактики развития статического напряжения |
На каждом уроке |
Учителя-предметники, Велько Л.Н. |
|
|
Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов |
Постоянно |
Велько Л.Н. |
|
|
Установление в фойе учреждения образования теннисного стола в свободном доступе |
Постоянно |
Олехнович В.А. |
|
|
Формирование «Копилки» физкультминуток на уроке |
Постоянно |
Учителя-предметники, Велько Л.Н. |
|
Оптимизация питания учащихся |
||||
|
Подготовка памяток для учителей и законных представителей учащихся по вопросам рационального питания |
1 раз в четверть |
Далида Л.М., Михалюк Н.К. |
|
|
Выпуск коллективного бюллетеня учащихся «О пользе продуктов» |
Январь |
Кл. рук-ли 5-11 кл. Далида Л.М. |
|
|
Выпуск информационных бюллетеней «О пользе рационального питания», «Вредно и полезно» |
1 раз в четверть |
Кл. рук-ли 5-11 кл., Далида Л.М. |
|
|
Проведение С-витаминизации детского питания |
Систематически |
Ермакович Т.А., Далида Л.М. |
|
|
Обучение учащихся навыкам рационального питания в домашних условиях |
1 раз в четверть |
Кл. рук-ли 5-11 кл. |
|
|
Контроль за организацией рационального питания учащихся |
1 раз в месяц |
Ермакович Т.А., Далида Л.М. |
|
|
Классный час «Чистые руки – залог здоровья» |
1 раз в полугодие |
Кл. рук-ли 1-7 кл. |
|
Профилактика нарушений зрения |
||||
|
Работа с родителями о своевременном подборе очков для детей в соответствии с назначением врача |
По мере необходимости |
Врач Данилевич В.И. |
|
|
Размещение информации на сайт «Гигиенические требования к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ» |
1 раз в четверть |
Велько Л.Н. Михалюк Н.К. |
|
|
Предпочтительный выбор парт с наклонной поверхностью |
Постоянно |
Ермакович В.В. Велько Л.Н. |
|
|
Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами) |
Постоянно |
Учителя-предметники, родители, Велько Л.Н. |
|
|
Коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учетом объема учебной нагрузки |
Постоянно |
Законные представители учащихся |
|
|
Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 ч в день на расстоянии 3–5 м до экрана – в зависимости от размера экрана телевизора) |
Постоянно |
Законные представители учащихся |
|
|
Воспитание у учащихся полезной привычки – чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости |
Постоянно |
Кл. рук-ли 7-11 кл., учителя-предметники |
|
|
Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна (спазм аккомодации во время сна не проходит) |
Постоянно |
Законные представители учащихся |
|
|
Соблюдение режима мытья окон |
3-4 раза в году, с внутренней стороны ежемесячно |
Ермакович Л.В. |
|
|
Формирование «Копилки» физкультминуток для глаз |
В течение года |
Учителя-предметники, Велько Л.Н. |
|
|
Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: непрерывная продолжительность чтения для младших школьников составляет 15–20 мин, для среднего возраста – 25–30 мин, для старших школьников – 45 мин) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы |
В течение года |
Учителя-предметники |
|
|
Обучение и проведение гимнастики для глаз среди учащихся |
В течение года |
Учителя-предметники |
|
Профилактика нарушений осанки |
||||
47. |
Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места |
В течение года |
Классные руководители, Велько Л.Н. |
|
48 |
Рассаживание учащихся с учетом состояния здоровья: - учащихся с нарушением слуха и зрения рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды |
В течение года |
Классные руководители, Велько Л.Н. |
|
49 |
Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей на спине |
В течение года |
Классные рук-ли, законные представители учащихся, Велько Л.Н. |
|
50 |
Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки |
Ноябрь |
Далида Л.М., Михалюк Н.К. |
|
51 |
Размещение в учебных помещениях 1-4 классов ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования |
В течение года |
Классные руководители, Величко Л.М. |
|
52 |
Использование в учебных помещениях ученических конторок |
В течение года |
Учителя-предметники |
|
53 |
Использование соляных мешочков для правильной осанки в1-4 классах |
В течение года |
Учителя-предметники |
|
54 |
Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учетом вида деятельности |
В течение года |
Классные руководители |
|
55 |
Обучение законных представителей на родительском собрании правильной организации рабочего места учащегося в домашних условиях |
Ноябрь |
Далида Л.М. Величко Л.М. |
|
56 |
Расположение в учебных помещениях на 1 ступени обучения в доступном для учащихся месте плаката «Сиди правильно» |
Ноябрь |
Далида Л.М. Величко Л.М. |
|
57 |
Оценка веса ученических ранцев (оптимальный вес — 10% от веса ученика) |
Систематически |
Далида Л.М., Велько Л.М. Величко Л.М. |
|
58 |
Обсуждение результатов оценки веса ранцев на родительском собрании |
1 раз в четверть |
Далида Л.М., Велько Л.М. Величко Л.М. |
|
Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности |
||||
59 |
Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной школьной тревожности |
Ноябрь |
Новик Н.В. |
|
60 |
Групповые занятия учащихся с психологом: - развитие коммуникативных навыков - методы психологической разрядки; - навыки снятия психоэмоционального напряжения |
Постоянно (отдельный план) |
Новик Н.В. |
|
61 |
Индивидуальная работа психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности |
Постоянно (отдельный план) |
Новик Н.В. |
|
62 |
Беседы психолога с педагогами: - профилактика школьной тревожности - как создать для ребенка ситуацию успеха - проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций и их решений |
Постоянно (отдельный план) |
Новик Н.В. |
|
63 |
Обеспечение законных представителей учащихся необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам психогигиены (профилактика переутомления и формирования повышенной тревожности; методы снятия психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки и т.д.) |
Постоянно (отдельный план) |
Новик Н.В. |
|
Формирование навыков ЗОЖ и профилактика вредных привычек |
||||
60 |
Проведение общешкольных мероприятий, посвящённых ЗОЖ (отдельный план) |
Ежемесячно |
Таратута Н.Н. |
|
61 |
Информационные и классные часы, посвящённые Единым дням здоровья |
По плану |
Классные рук-ли |
|
62 |
Проведение дня консультирования учащихся и родителей по вопросам профилактики табакокурения алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов «Наркомания, никотиномания и алкоголизм – три ступени ведущие вниз» |
Сентябрь – май (по запросу) |
Олехнович О.В. |
|
63 |
Просмотр кинофильмов (видеофильмов) по ЗОЖ |
1 раз в четверть |
Кл.руководители |
|
64 |
Демонстрация видеофильмов о вреде курения, наркомании, алкоголя для законных представителей учащихся |
1 раз в квартал |
Олехнович О.В. |
|
65 |
Анкета для учащихся «Употребление спиртных напитков, наркотических веществ, курение» |
май |
Олехнович О.В. |
|
66 |
Проведение лекториев, бесед с учащимися о здоровом образе жизни (отдельный план): «О вреде алкоголя, курения, наркотиков, психотропных веществ» «Вредные привычки и их влияние на здоровье». «Что стоит за словом «удовольствие»?» |
Раз в месяц |
Олехнович О.В. |
|
67 |
Круглый стол «Спиртное – причина многих несчастий» |
март |
Олехнович О.В. |
|
68 |
Профилактическая акция «Молодежь против курения!» |
май |
Классные рук-ли, Олехнович О.В. |
|
69 |
Организация выступлений на родительских собраниях работников правоохранительных органов, медработников: « Психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка», «Роль родителей в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях» |
сентябрь – май (по запросу) |
Олехнович О.В. Далида Л.М. |
|
70 |
Проведение спортивно-массовых мероприятий (отдельный план) для учащихся |
Грудько С.А. Величко Л.М. |
||
71 |
Оформление выставок в библиотеке по профилактике наркомании, курения и пьянства. |
Сентябрь, январь, март |
Библиотекарь Грудько С.А. |
|
72 |
Выставка рисунков и плакатов «Молодёжь против наркотиков», «Грустный вернисаж», «Мир без сигарет, алкоголя, наркотиков» |
1 раз в четверть |
Классные руководители, Далида Л.М. |
|
73 |
Обновление стендов «Уголок правовых знаний», «Здоровый образ жизни» |
По мере необходимости |
Классные руководители |
|
74 |
Размещение на сайте тематических материалов о профилактике наркомании |
Постоянно |
Михалюк Н.К. Олехнович О.В. |
|
75 |
Распространение листовок о вреде курения, наркомании и алкоголизма среди подростков «У опасной черты» |
Сентябрь, январь, март |
Михалюк Н.К. Олехнович О.В. |
|
76 |
Приглашение работников правоохранительных органов и медработников для профилактической работы с учащимися |
1 раз в четверть |
Михалюк Н.К. Олехнович О.В. |
|
78 |
Систематическое обновление классных Уголков здоровья |
По мере необходимости |
Кл. рук-ли 1-11 кл. |
|
Руководитель проекта
заместитель директора по воспитательной работе Л. М.Далида