Стадии коллективного творческого дела (по методике И.П.Иванова)
Стадии |
Педагогические целеполагания |
Методы, формы деятельности коллектива |
Предварительная работа воспитателя (1-я стадия) |
- С какой целью? - Что лучше сделать? - Для чего, с кем? - Кто может помочь? - Как подключить детей, родителей? - Кому быть организатором? |
«Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный. |
Коллективное планирование (2-я стадия) |
- Какое дело проведем? - На радость и пользу кому? - Где его провести? - Как лучше провести? - С кем вместе провести? - Кто будет ответственным? - Кто будет ведущим? |
Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение (ободрением и похвалой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческий или инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях. |
Подготовка дела (3-я стадия) |
- Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолеть отрицательные качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? |
Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское требование. Подготовка проекта «по секрету». Товарищеский контроль. Товарищеское обсуждение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героическим, игрой. Уточнение проекта коллективного творческого дела. Товарищеское поощрение от имени коллектива. Традиции общей коллективной работы. Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию. |
Проведение дела (4-я стадия) |
- Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников личным примером? - Как добиться радостной перспективы близкого успеха? - Как научить ребят выходить из затруднительного положения? |
Общественно-политические КТД. Трудовые КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования и др. Задача взрослых – возбудить и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное – спокойствие, выдержка, мажор. |
Подведение итогов (5-я стадия) |
- Как ребят научить коллективно подводить итоги своей работы? - Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? - Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? |
Товарищеский разбор. Сборы-«огоньки». Похвала. Поддержка. Побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. Взрослые должны помочь ребятам выяснить причины, породившие успех или неудачу. |
Ближайшее последствие (6-я стадия) |
- Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственные решения? - Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? |
Радостная перспектива. Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Взаимопомощь. Приучение. Педагоги и друзья ребят по-товарищески помогают в выполнении тех решений, которые были приняты общим сбором. Смысл последствий в расширении круга добрых дел. |