ПЛАН
проведения тренингов с учащимися учреждений общего среднего образования
по привитию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
№ п/п |
Тема |
Задачи и основные аспекты содержания |
Сопровождение |
1. Тренинги с учащимися ІІ классов |
|||
1.1. |
Опасные ситуации (дома и в учреждении общего среднего образования), сообщение о помощи |
Рассказать учащимся об опасных ситуациях (пожар, авария на сетях, травма, покушение на здоровье и имущество и т.д.), наиболее характерных для жилья и учреждения общего среднего образования. Отработать с учащимися алгоритм вызова специальных служб и способы сообщения о помощи. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие. Стационарный и мобильный телефонный аппарат. |
1.2. |
Спасатели – люди отважные |
Познакомить учащихся с профессией спасателя, ее особенностями. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие. |
2. Тренинги с учащимися ІІІ классов |
|||
2.1. |
Опасный газ (теоретическое занятие) |
Ознакомить учащихся с опасностью бытового газа, причинами утечки и отравления им, правилами пользования бытовой газовой плитой. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие.
|
2.2. |
Опасный газ (практическое занятие) |
Отработать алгоритм действий в случае утечки газа и неисправностей газовых приборов. |
Газовая зажигалка (для имитации утечки газа и ее определения по запаху). Кабинет домоводства с бытовой газовой плитой. |
3. Тренинги с учащимися ІV классов |
|||
3.1. |
Электрический ток - источник опасности |
Изучить с учащимися признаки неисправности электрооборудования, отработать правила безопасной эксплуатации электроприборов, алгоритмы безопасного поведения при возникновении неисправностей электроприборов, коммутирующих устройств и сетей. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие. Экспонаты электроприборов, стенды с примерами нарушений монтажа и эксплуатации электроприборов и коммутирующих устройств. |
3.2. |
Что такое МЧС? |
Познакомить учащихся с основными видами деятельности и службами МЧС. Провести экскурсию в пожарную аварийно-спасательную часть. |
Образцы боевой одежды спасателя, демонстрация работы спасателей с аварийно-спасательным инструментом, оборудованием и техникой. |
4. Тренинги с учащимися V классов |
|||
4.1. |
Система оповещения людей о пожаре, автономный пожарный извещатель |
Ознакомить учащихся с назначением систем оповещения людей о пожаре, способах оповещения. Изучить назначение автономных пожарных извещателей, способы установки, правила эксплуатации и замены элементов питания. Изучить правила поведения при сработке систем оповещения людей о пожаре и автономных пожарных извещателей. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие. Система оповещения людей о пожаре, эксплуатирующаяся в учреждении общего среднего образования. Образцы автономных пожарных извещателей с элементами питания. |
4.2. |
Эвакуация при пожаре из помещения, из здания |
Изучить порядок эвакуации из жилья и учреждения общего среднего образования, меры по предупреждению отравления дымом, получению ожогов. Отработка эвакуации учащимися при различных вариантах развития пожара в квартире, многоквартирном и индивидуальном жилом доме, учреждении общего среднего образования. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие. Одеяла, куски ткани (для отработки защиты от отравления дымом и ожогов). |
5. Тренинги с учащимися VІ классов |
|||
5.1. |
Действия в случае пожара (теоретическая часть) |
Рассказать учащимся о порядке действий в случае пожара, рассмотрев ряд наиболее типичных вариантов развития ситуации, о мерах по предупреждению отравления дымом, получению ожогов, рекомендациях по тушению пожара, эвакуации из опасной зоны, вызову специальных служб. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие.
|
5.2. |
Действия в случае пожара (практическая часть) |
Комплексная отработка действий в случае пожара (обнаружение, оповещение, тушение, эвакуация, сообщение, встреча спасателей). Совместный разбор правильности действий после отработки. |
Первичные средства пожаротушения, стационарный и мобильный телефонный аппарат, имитация очагов пожара и задымления |
6. Тренинги с учащимися VІI классов |
|||
6.1. |
Поведение во время грозы |
Ознакомить учащихся с опасностью грозы, мерами предосторожности при нахождении во время грозы дома, на улице, в лесу, возле водоема, на открытой местности. Отработать с учащимися алгоритм поведения во время грозы. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие.
|
6.2. |
Обучение по направлению «Безопасность жизнедеятельности» |
Рассказать учащимся о возможности обучения в классах (группах) по направлению «Безопасность жизнедеятельности», выбора в дальнейшем профессии спасателя (на примерах лучших учащихся области, республики). |
Мультимедийные материалы.
|
7. Тренинги с учащимися VIII классов |
|||
7.1. |
Первичные средства пожаротушения |
Рассказать учащимся о первичных средствах пожаротушения. Объяснить учащимся порядок и особенности применения различных типов огнетушителей. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие. Образцы первичных средств пожаротушения (воздушно-пенный, углекислотный, порошковый, кошма). |
7.2. |
Тушение пожара первичными средствами пожаротушения и подручными средствами |
Отработать с учащимися действия по ликвидации возгорания первичными средствами пожаротушения, подручными средствами. Отработка действий при возгорании телевизора. |
Миниполигон при аварийно-спасательной части, неисправный телевизор, огнетушители, кошма, одеяло, противень для имитации очага пожара. |
8. Тренинги с учащимися ІX классов |
|||
8.1. |
Чрезвычайные ситуации природного характера |
Познакомить учащихся с видами природных чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в районе нахождения общеобразовательного учреждения. Отработать с учащимися на практике правила безопасного поведения при возникновении природных чрезвычайных ситуаций (дома, на улице, в учреждении общего среднего образования), алгоритмы поведения при (после) обрушении здания. |
Мультимедийные материалы. Методическое пособие. |
8.2. |
Как стать спасателем |
Познакомить учащихся с правилами поступления в учреждения высшего образования МЧС и условиями прохождения службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, бытом и подготовкой курсантов. |
Мультимедийные материалы. Буклеты. |
Примечание:
1. Практические занятия (тренинги) проводятся во внеурочное время (во время внеклассных часов) во ІІ-ІХ классах один раз в полугодие с участием работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Занятие состоит из двух частей: тренинг - 20-30 минут и профориентационное мероприятие – 15-20 минут, либо теоретическая часть -10-15 минут и практическая часть – 30-35 минут.
2. Во время тренинга необходимо задействовать всех учащихся класса и добиться отработки алгоритмов действий каждым учащимся.
3. Проведение занятий на базе аварийно-спасательных частей следует планировать во второй половине дня по предварительно разработанному графику. Конкретное время проведения тренингов планируется совместно учебными заведениями и районными (городскими) отделами по чрезвычайным ситуациям.
4. Тренинги проводятся только в практической форме (при необходимости проводится предварительное инструктирование) с демонстрацией работниками подразделений МЧС порядка действий в случае чрезвычайной ситуации.
5. Для проведения занятий допускается привлекать наиболее подготовленных учащихся (предварительно прошедших соответствующую подготовку по согласованию с администрацией учреждений общего среднего образования и районного (городского) отдела по чрезвычайным ситуациям).