Родительский университет
“Как уберечь ребенка от зависимости”
Цель: повышение родительской компетентности в вопросах взаимодействия с подростами и профилактики зависимостей.
Задачи:
Информирование родителей о психологических особенностях и рисках подросткового возраста.
Прояснение роли и возможностей семьи в формировании устойчивости подростка к рискованным видам поведения.
Ход мероприятия
Для начала дадим определение слову “зависимость”.
1. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.
Зависимость бывает химическая и нехимическая.
· К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
· К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.
Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.
Привыкание к алкоголю происходит постепенно.
Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.
Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств.
Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:
· к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
· ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,
· “падает” зрение,
· появляются проблемы с лишним весом.
· Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.
2. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
· ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
· по 6-10 часов проводит за компьютером;
· у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
· он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
· забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
· пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
· ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
· во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
· становится более агрессивным;
· трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.
· Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.
3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.
4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн- друзья.
5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
7. Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, – гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, – это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
8. Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это – редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.
3. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.
а) Психологические:
· Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
· Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
· Потеря интереса к прежним увлечениям – спорту, хобби;
· Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
· Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
· Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
· Нарастающая скрытность и лживость;
· Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
· Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
· Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
· Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.
б) Физические признаки:
· Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
· Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
· Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
· Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
· Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;
· Быстро портящиеся зубы;
· Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.
Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.
Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.
4. Рекомендации:
Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.
· Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
· Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
· Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.
Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.
Памятка для родителей
Пути профилактики и преодоления зависимостей:
- Общайтесь друг с другом.
Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с родителями заставляет детей обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
- Выслушивайте друг друга.
Умение слушать - основа эффективного общения. Умение слушать означает: быть внимательным к ребенку; выслушивать его точку зрения; уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.
- Ставьте себя на его место.
Детям часто кажется, что их проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ребёнку сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы он чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!
- Проводите время вместе.
Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход на прогулку, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя, наркотиков и иных видов зависимостей. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
ü Научите ребенка говорить «нет».
Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников.
- Предоставьте ребенку знания о наркотиках и алкоголе, не избегая
разговора о возможных положительных моментах удовольствия от них.
Вам необходимо помочь сделать ему правильный сознательный выбор между непродолжительным удовольствием и длительными необратимыми последствиями.
Закончить наш разговор хочу таким стихотворением:
Семья – это счастье, любовь и удача!
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это праздник, семейные даты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будем вместе любовь мы беречь,
Обиды и ссоры – подальше от дома.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая Ваша семья!”
Родительское собрание
«Здоровье - это жизнь»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей; обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни.
Ход собрания
1. Организационный момент. Постановка проблемы и целей собрания.
2. Основная часть собрания.
Учитель: Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался”. Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.
Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню основные приметы этого возраста.
– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет. (После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.
– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Родителям следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.
– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, тоесть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.
– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.
– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном - могут стать основой устойчивых черт.
Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?
1. Проблема здорового питания.
Интересные факты:
Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90% настаивают на этом праве;
– 66%детей желают кушать по-разному.
В зависимости от своего пола;
– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;
– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;
– у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.
Родителям нужно знать, что подростки, особенно мальчики, в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.
2. Увлечение подростков диетами.
Согласно данным исследований,73% девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.
3. Гиподинамия – проблема современных подростков.
Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.
4. Стресс и его влияние на подростка.
Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.
5.Вредные привычки.
Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.
В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.
Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.
Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.
Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.
Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.
Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.
Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.
Доводы для девочек
– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.
– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.
Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.
Доводы для мальчиков.
– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2 раза больше, чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.
– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.
6. Режим для подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у детей примерно 8-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.
В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.
Заключительная часть.
Итоги собрания.
Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего, здоровье. Берегите его!
Родительское собрание
«Первая любовь в жизни вашего ребенка»
Родительское собрание «Первая любовь…» (семинар-тренинг)
Цель: отработка с родителями навыков воспитательного взаимодействия с детьми, испытывающими чувство первой влюбленности.
Форма проведения: тренинг.
Этап подготовки:
1. Подготовка ситуативных заданий и практических советов для родителей по теме собрания.
2. Анализ ситуации в классе, работа со школьным психологом.
3. Подготовка и проведение анкетирования среди детей и родителей.
4. Подготовка фото, видео материалов по данному вопросу, создание презентации.
Вопросы анкеты:
1. — Как-то, проверяя тетради дочери, одна мама наткнулась на листок. «Люблю Николая», — вот что там было написано. Испуганная, прибежала мама в школу, затем рассказала все мужу, и они разработали план действий. Конечно, начали следить за дочерью, делая это осторожно, чтобы дочь ни о чем не догадалась. Надеялись, что все само собой пройдет.
- Как надо поступить в таком случае?
2. Что такое любовь в вашем понимании?
3. В каком возрасте Вы влюбились впервые?
4. Что было самым трудным для Вас в период первой влюбленности?
5. Как, по вашему, должны относиться к первому чувству школьников их родители?
6. Какие основные переживания связаны у Вас с влюбленностью вашего ребенка?
Желательно, чтобы на вопросы анкетирования ответили и дети и родители, анонимно.
Этап проведения:
Любовь принимает то обличие, которое мы сами ей придаем. Помните это, и не бойтесь того, что однажды и ваш ребенок произнесет: "Мама, папа, я влюбился".
О чем не раз слагались легенды, стихи, песни, поэмы? Что вдохновляло великих художников на написание шедевров? Что способно вызывать самые необычные и сильные эмоции? Что остается в памяти на долгие-долгие годы, а иногда и на всю жизнь? Правильно, это – любовь. Но одно дело, когда это чувство касается нас самих и совсем другое, когда наш ребенок влюбился впервые. Сколько страхов, переживаний, волнений наполняют сердца родителей подростков, которые столкнулись со столь невообразимо сильными эмоциями. Как справиться со всеми своими страхами? Как помочь в трудную минуту своему ребенку? Как сохранить с ним дружеские и доверительные отношения? Вопросов больше, чем ответов...
Этап 1:
Страхи родителей
Давайте, обратим внимание, в первую очередь, на те страхи, которые одолевают родителей. Что именно беспокоит больше всего их, когда они узнают, что любимое дитя впервые в жизни влюбилось?
- обсуждение результатов анкетирования родителей, которое в дальнейшем можно перевести в дискуссию по наиболее острым вопросам
Первое – это страх того, что дочь, или сын, запустит учебу. Бесспорно, этот страх вполне обоснован, так как они захотят больше времени проводить с тем, кого полюбили, а, следовательно, на подготовку к школе будет отводиться гораздо меньше времени. Да и, вспомнив о своей влюбленности, каждый скажет, что просто невозможно конструктивно мыслить, когда все думы заполнены обожаемым образом.
Второе – недостойный избранник. Конечно, каждый нормальный родитель, а другие и не станут читать эту статью, хочет, чтобы их ребенок вырос здоровым не только физически, но и нравственно. И для достижения этой цели они готовы изолировать дочь или сына от сверстников, которые, по их мнению, могут негативно повлиять на этот процесс. Когда в жизни ребенка появляется новый человек, которого он любит, непроизвольно будет включаться механизм принятия некоторых черт характера, привычек и всего того, что позволит приблизиться к обожаемому. Так что этот страх тоже можно назвать обоснованным.
Третье – случайная беременность. Думается, не стоит расписывать причины возникновения этого страха, так как это и без того понятно. У родителей при одной мысли об этом возникает постоянный ком в горле, который мешает жить.
И последнее, о чем хотелось бы сказать – безответная любовь. Все хотят счастья детям. А столкнуться с безответным чувством и быть отвергнутым – необычайно сильный эмоциональный стресс. Понимает это, абсолютно каждый, но вот застраховаться от этого никак нельзя.
Вот, пожалуй, основные тревоги. О том, как вести себя в сложных ситуациях речь пойдет несколько позже, а для начала стоит ознакомиться с основными уровнями отношений между поколениями.
Этап 2:
Взаимоотношение поколений
Сейчас несколько слов о том, какими бывают отношения между родителями и детьми. Это позволит перейти непосредственно к советам относительно того, как поступать в той или иной ситуации, как бороться с описанными страхами, что предпринять в тот или иной сложный момент, чтобы сохранить отношения в семье.
Имитационная игра Ситуация: Вы узнали, что ваш ребенок находится в романтических отношениях с девочкой (мальчиком) которая вам явно не нравится. Давайте попытаемся с вами, уважаемые родители, «проиграть» возможные варианты диалога между вами и ребенком, которые вы можете использовать в практике семейного воспитания. Я прошу вас объединиться в группы по 4 человека и определить свои роли следующим образом: один — родитель, второй — ребенок. Двое остальных участников поддерживают игроков, давая им советы, поправляя, подсказывая. Время на работу — 5 минут. «Конечный продукт» вашего коллективного творчества — короткий и поучительный для всех диалог, который вы предъявляете всем присутствующим за одну минуту. Итак, начинаем работу. Заканчиваем ее по звуковому сигналу. (Организатор собрания может использовать различные варианты ситуаций, в частности те которые, перечисляются ниже. Далее идут ролевое проигрывание, обсуждение).
Ситуации для имитационной игры
Ситуация 1. Вы недоумеваете: «Как так! Сколько сил мы вложили в него, чтобы он стал отличником, а он влюбился в «троечницу»… Развейте дальше эту ситуацию, попробуйте представить поведение свое и ребенка.
Ситуация 2. К вам квартиру ворвалась мама одноклассницы вашего сына и с возмущением поведала о том, что ваш сын, коварный искуситель, сбивает ее девочку с пути и это безобразие следует немедленно пресечь. Смоделируйте вариант вашего диалога с рассерженной женщиной.
Ситуация 3. Ваш ребенок с болью в голосе поведал вам о том, что его (ее) не любит, а человек, (ей) нравится, абсолютно его (ее) не замечает. Каким будет ваше общение с ребенком в этой «безысходной» для его ситуации?
Ситуация 4. Ваш ребенок вдруг ни с того ни с сего заявляет, что родить в юном возрасте — это замечательно: молодая, красивая мама и взрослый ребенок, это так прекрасно. Приведите ваши аргументы в беседе с ребенком.
Мы пришли к выводу, что нужно следовать принципу «Для блага детей нам ничего жалко». Но как следует из анализа некоторых ситуаций, борясь за это благо, мы никогда сжигаем мосты между собой и своим ребенком. Наша не задача — эти мосты возводить.
Итак, можно выделить несколько разновидностей взаимоотношений между родителями и их детьми. Дадим им несколько условные названия, которые наилучшим образом отражают суть.
- Первый, самый низкий уровень взаимоотношений – «Отстань от меня». Иными словами, абсолютное отсутствие участия родителей в жизни своих детей, нежелание вникать в их «детские» проблемы, а уж тем более помогать решать их. Это, наверное, самая худшая ситуация, но все же семей с такой разновидностью отношений необычайно большое количество. Но осторожно: не ровен час, ребенок уйдет из дома решать свои проблемы самостоятельно.
- Второй тип взаимоотношений можно назвать более высоким по уровню и даже дающим некоторые положительные результаты, однако, не являющимся наилучшим и имеющим ряд недостатков. Речь идет о характере отношений, построенном по принципу: «Я так сказал!».
- Третьим, наиболее высоким уровнем, назовем отношения типа: «Лучшие друзья». Они построены на доверии и взаимопонимании. Обычно на этом уровне меньшее количество проблем и все невзгоды переживаются достаточно легко, потому что ребенок не боится первым делом придти за советом именно к родителям.
Этап 3:
Советы родителям
Сейчас настало время перейти непосредственно к тем советам, которые смогут помочь разрешить сложные ситуации и выйти из них достойно. Всем известно, что для того, чтобы избавиться от страхов, нужно их перешагнуть. Также известен принцип, что для победы необходимо знать врага в лицо. Так что первое, что нужно вам сделать – признать какой именно страх вас одолевает больше всего при мысли о том, что вашего ребенка настигла первая школьная любовь.
• Не паникуйте! Излишне не тряситесь - не дай бог дочь или сын возвратились поздно. С вами ведь бывало такое?
• Не становитесь до смешного подозрительными к любым отношениям вашего подростка. Я понимаю, без переживаний не обойтись, волнения неизбежны, и спать спокойно не будем.
• Но настраивайте себя и своих близких на хорошее.
• Не теряйте веры в своих детей, в их доброту, в их стремление к лучшему.
• Не приписывайте им дурные наклонности, недостойные помыслы.
• Будьте мужественны и всегда признавайтесь в своих ошибках.
Мы всегда должны знать, в каком свете подростки видят со своего летящего спутника нашу отяжелевшую с годами планету.
Этап 4:
Свободный микрофон
Мы преступаем к завершающему этапу нашей встречи. На нашем проблемном поле остался один, но, пожалуй, самый значительный фрагмент — «Трудности и предложение: след в душе». Я сейчас предложу вам для осмысления несколько факторов, имеющих отношение к нашей теме. Пожалуйста, прочитайте текст и, суммируя свои впечатления о прочитанном и постигнутом в рамках сегодняшней встречи, сформулируйте, что представляется вам самым трудным в практике воспитания детей на этапе первой влюбленности.
Это взято из реальной жизни
В одном из крупных городов России юные влюбленные, загнанные в тупик безвыходности из-за неодобрения своих отношений родителями и явной агрессии с их стороны, шагнули вместе с крыши многоэтажного дома и ушли в небытие. Теперь родители подружились и вместе ходят на могилы.
В последнее время возросли случаи детского суицида. Причинами стали: неадекватное поведение старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи. Нервная система подростков весьма ранима, она терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы.
Все выводы по этому этапу записываются на доске.
Этап 5:
Завершающий
Как видите, сложностей очень много. Но разрешать их придется, если мы думаем о судьбе наших детей и хотим им добра. Давайте попробуем пополнить нашу копилку родительской мудрости. Спасибо всем за заинтересованное участие в обсуждении столь важной для наших детей темы. Пусть же нам достанет мудрости и родительского терпения, чтобы ввести наших детей в удивительный мир созидающей любви.